Семинары                        Факультативы                          Композиция

"За тысячу слитков золота искусства не продавай, на перекрестке искусство отдай тому, кто его достоин".


  СЕМИНАРЫ



По приглашению Овсянниковой А.Л. в Академгородок регулярно приезжает инструктор-методист Центра изучения традиционного ушу и цигун «Саньхэ» А.М. Усолов. Семинары организуются с целью дальнейшего изучения и совершенствования в практических дисциплинах, теоретической подготовки, а также для освоения новых упражнений и комплексов цигун и ушу.


Начиная с 2004 года А.М. Усолов преподавал на новосибирских семинарах такие дисциплины, как тайцзицюань стиля ЯН 24 формы, цигун Даоинь общеукрепляющий, и другие виды цигун, в том числе базовый начальный комплекс Иньянцигун-1. Особенное внимание на семинарах уделялось базовым принципам и формам тайцзицюань, так как именно правильно заложенная основа дает со временем возможность взращивать гунфу.


Продвинувшись в основах тайцзицюань, группа под руководством Андрея Михайловича приступила к изучению традиционного комплекса тайцзицюань 37 форм стиля «У», в чем продолжает совершенствоваться и в настоящее время. Этому способствует регулярное проведение семинаров, не менее 3 раз в год, а также возможность индивидуального продвижения тех учеников, которые по рекомендации А.М. Усолова участвуют в семинарах Центра «Саньхэ».



 

Самое ценное в наших «домашних» семинарах то, что можно на уже знакомом, разученном комплексе продвигаться вглубь, то есть не просто красиво и плавно исполнять форму, а кропотливо работать над ней, постепенно все более отчетливо усваивая основные принципы тайцзицюань. Много внимания мы уделяем разбору применения форм с партнером, стараемся идти глубже, уточняя, дробя каждую позицию, растворяя каждое движение, постепенно проникая в самое сердце практики – пустотное, медитативное исполнение комплекса в покое и ясности сознания.


 


«Сначала научитесь работать с формой, она является сейчас вашим партнером» - говорит нам учитель. Научившись предельно точно выполнять форму и требования в ней, тем самым мы создаем условия, для того, чтобы в этом «сосуде» можно было «унести воду», то есть осознанность, понимание, вдохновение, удержать чистоту и покой внутреннего состояния. Выполняя потом самостоятельно «дома» форму, вспоминать и повторять все принципы, и понемногу «пить» эту «воду», не оставляя своих привычных дел, не вырезаясь из своей обычной жизни, то есть не меняя быстро и кардинально свое сознание, а идя «срединным путем».


Дело в том, что в традиционном тайцзицюань не всегда используется форма, комплекс при обучении ученика. Иногда напрямую передаются принципы, изменяется сознание, под влиянием и руководством учителя происходит осознание. Здесь однако встает вопрос Понимания того, что передает ученику учитель. Понимание зависит от множества причин, начиная от личных качеств ученика и до его образа жизни, то есть возможности все время быть рядом с учителем, перенимая его Способ Думать, образ мыслей. По традиции внутренние практики являются семейными, учитель принимал ученика в свою семью, и вот тогда, постоянно находясь рядом с «источником» и пропитываясь им, ученик научался, преобразовывался, менялся и становился мастером, необязательно изучая классические комплексы.


Поскольку в наше время не каждый желающий изучать традиционное ушу может себе это позволить, да и примет ли его к себе мастер – тоже реальный вопрос, «срединный путь» есть уникальная возможность прикоснуться к традиции через изучение традиционных форм и комплексов. И именно на семинарах, когда человек временно освобождает себя от дел и забот, и погружается в атмосферу непосредственного общения с учителем, он может при определенном старании и усердии успешно продвигаться в постижении внутреннего ушу. Таким образом, семинары являются прекрасной формой и способом изучения внутреннего ушу в традиции.


 


Бывают и трудные, рабочие моменты, когда надо приложить немалые усилия, чтобы собраться, не растрачивать внимание на пустяки, беречь общее Ци, правильно сформулировать и задать вовремя вопросы. Так как Андрей Михайлович является очень строгим и требовательным преподавателем, он стремится не тратить попусту драгоценное время, а передать знания, научить умению работать и учиться, показать, как кропотливо и тщательно требуется выполнять каждое упражнение, чтобы проникнуть в самую суть.


Уникальность каждому семинару, каждой встрече с А.М. Усоловым придают акценты на различных областях применения изучаемых нами практик в жизни. Широкий спектр применения виден из такого разнообразия включаемых в контекст семинаров факультативов, как музыка, фотография, композиция, меч, владение посохом, и др.


Кроме непосредственного обучения тайцзицюань, мы знакомимся с различными аспектами богатейшей китайской культуры, будь то использование палочек для еды, стрельба из лука, облавные шашки Вэйци (Го), традиционная музыка, или литература.


Художник по образованию, Андрей Михайлович предложил как-то раз провести факультатив Композиция, который нам очень понравился и стал для наших семинаров традицией.


Так живое общение с квалифицированным преподавателем, опытным практиком традиционного внутреннего ушу, помогает последовать и проникнуть в суть изучаемых нами дисциплин, найти подлинно общее, Единое, в этом мире всевозможных форм, не заблудиться в бесконечных ветвях различных явлений Жизни.



   





ФАКУЛЬТАТИВЫ



В структуру новосибирских семинаров, которые проводит специалист Центра «Саньхэ», помимо основной программы по объявленной дисциплине включены различные факультативные занятия. Это сделано для того, чтобы разнообразить способы изучения тематического материала и одновременно снизить нагрузку для тех семинаристов, которым это необходимо.


Факультативные занятия необязательны, но благодаря участию в них всегда шире и точнее воспринимаешь информацию семинара, общая тема раскрывается более разносторонне, за счет того, что в узкой специализации факультатива изучается какая-то новая сторона применения внутренней работы.


По желанию семинаристов и по необходимости некоторые факультативы повторяются от семинара к семинару. И часто мы возвращаемся к важным темам вновь, после перерыва, на следующем этапе обучения.


Некоторые факультативы, здесь упомянутые, не входят в программу сегодняшних новосибирских семинаров, их изучает и преподает инструктор группы, в ходе текущих регулярных занятий.


Далее кратко расскажем о некоторых факультативах.


1. КОМПОЗИЦИЯ, или основы графического баланса пустоты и полноты.


Проводится практически на каждом семинаре, потому что этот факультатив вечерний, «сидячий», иногда фактически является «лекцией с иллюстрациями». Об этом любимом нашем факультативе читайте отдельную, посвященную ему, страницу.



2. ПАЛКИ, «палочки-выручалочки», или базовые принципы внутренних стилей ушу в игровых аспектах.


Игровые аспекты практик А.М. Усолов изучал у мастера багуачжан Феликса Михайловича Иванова в 1986 году. Здесь используется богатейший арсенал обучения, используемый традиционным китайским ушу. Это и работа на бревне, перемещение по столбам, парные упражнения с закрытыми глазами, коллективные методики и многое другое.

Начиная с 1989 года А.М. Усолов преподает это направление, и А.Л. Овсянникова также ведет по изученной методике занятия для начинающих.



3. МЕЧ БАГУА, Багуадао.


Для совершенствующихся учеников преподает инструктор А.М. Усолов, изучавший данное направление в Пекинской академии УШУ у мастера Лю Цзинжу.

Изучается как сам традиционный комплекс, так и отдельные его элементы, с подробным разбором сил и способов владения мечом в парной работе.



4. ЦИГУН ДЛЯ ПОХУДЕНИЯ и нормализации пищеварения.


Передан в Центр «Саньхэ» известным в России и бывшем Советском Союзе китайским мастером цигун Ли Цзишэном в 1990 – 1992гг., профессором Пекинского Университета, исследователем русского языка и культуры, внесшим большой вклад в историю развития цигун в СССР.

Расширенный вариант этого комплекса, включающий дополнительные упражнения и массаж был передан в «Саньхэ» традиционным мастером багуачжан в четвертом поколении Суй Юньцзяном примерно в те же годы и с тех пор преподавался инструктором-методистом Усоловым А.М.

В 2004-2005 гг. Андрей Михайлович обучил этому комплексу цигун новосибирскую группу, не менее 20-ти человек, и в дальнейшем в своей практике они достигли желаемого результата.

Комплекс эффективно способствует снижению веса и нормализации пищеварения, сжигая лишние «запасы» организма, при помощи выполнения несложных динамических упражнений, в сочетании с массажем, дыханием и концентрацией внимания. Был передан Овсянниковой А.Л. для преподавания.



5. ЦИГУН ДЛЯ ГЛАЗ, 1 и 2 комплексы.


Первый комплекс передан в Центр «Саньхэ» мастером цигун Ли Цзишэном. Второй (в 1990-1992гг.) - мастером по тайцзицюань Чжоу И, учеником легендарного мастера У Тунаня.

Для преподавания эти комплексы были поручены инструктору Центра «Саньхэ» Е.В. Новикову. Евгений Валерьевич практикует их на протяжении ряда лет, имея возможность наблюдать за их эффективностью.

А.Л. Овсянникова также преподает цигун для глаз на своих курсах.






КОМПОЗИЦИЯ



Методику обучения в этом классе передал в 1988 – 1989 гг. главный художник московского театра «ЛЕНКОМ» О.А Шейнцис – А.М. Усолову.

Андрей Михайлович Усолов творчески переработал данную методику в русле базовых философских принципов тайцзи. С тех пор многие годы он преподает эту дисциплину, постоянно совершенствуя и обогащая свой курс, дополняя его практические основы теорией и примерами из живописи, фотографии, мировой литературной классики.


Главная задача Композиции – это изучение и постижение основополагающего, фундаментального закона единства противоположностей Инь-Ян, концептуальных понятий древней китайской философии. Согласно этому учению, все, что существует в природе, образовано из двух начал - Инь и Ян.

Эти противоположные субстанции гармонично взаимодействуют друг с другом в бесконечном движении. И наблюдать проявление этого закона можно во всех явлениях природы и во всех сферах жизни человека – будь то взаимоотношения человека с окружающим миром или же обустройство пространства жизнедеятельности.


В изучении Композиции - всего несколько фигур, однако обнаруживается бесконечное число вариаций их компоновки, размещения и расположения. Очень тонко и виртуозно играя на миллиметрах, меняешь историю создавшихся событий, историю развития своего рисунка. И учишься видеть невидимое, но присутствующее. Учишься контролировать неконтролируемое.



  

Лист бумаги - безгранично просторное поле для деятельности.

Карандаш в руках - волшебный инструмент, позволяющий воплотить в реальности творческие замыслы, хотя и в некоторых рамках задания.

Точилка – чем острее карандаш, тем точнее действие. Так же и занятия заостряют и утончают ум, способствуют развитию все более и более тонкого мировосприятия.

Ластик - многие наверняка замечали, что привыкнув к какому-либо определенному действию, след его продолжается в нас, хотя предпосылок к этому уже нет. И требуется некоторое время для удаления и стирания привычных действий, шаблонов, отпечатанных в лабиринтах высшей нервной деятельности человека.


Это весь наш многообразный Мир на белом листе бумаги, символично, конечно же. Со своими невидимыми и непостижимыми взаимосвязями всегда присутствующими и неосязаемыми.


Эта стройная и логичная методика последовательно, от одного этапа обучения к другому, углубляет самопознание и развитие личности человека.

-    Помогает понять, что параллельно с этой гармоничной системой мироздания существует иллюзорный мир, самосоздающийся воображением каждого человека, обрастающий своими деталями и подробностями. Этот иллюзорный мир является преградой на пути познания истинного, реального мира.

-    Помогает познать сложное устройство внутреннего мира человека, и увидеть механизм образования оценочного мышления (или представлений и суждений, оценок человека о мире, которыми он заслоняет и подменяет реальность).

-    Помогает осознать, что это лишает нас полноты восприятия целостной картины мира.



На занятиях обучающиеся знакомятся с базовыми первоосновами древнейшего искусства Фэн-шуй, принципы которого основываются на законе гармоничного взаимодействия Инь-Ян.

Учатся прослеживать и наблюдать цепь причинно-следственных связей, что помогает успешной и эффективной жизнедеятельности.


Занятие Композицией развивает глубокий взгляд и понимание законов мироздания, помогает распознавать зерна причин возникновения событий.

Изучение закона Гармонии помогает обрести гармонию в себе, с самим собой и с окружающим пространством - это и мир, люди, дом, быт, работа, природа. Человек в состоянии гармонии естественно счастлив, испытывает радость, умиротворение и любовь, ему сопутствует успех.


Внутренняя же гармония (а это - состояние, мировоззрение человека, мировосприятие), распространяясь изнутри наружу, гармонизирует и окружающий человека мир.


Композиция – это творческий процесс. Стремление создать, сотворить что-то чистое, светлое, полезное, без корыстных мотивов, а искренне. Может быть и материальный предмет, а может и дело, или поступок, слово, добрую мысль.



Пройдя по  данной ссылке  вы сможете ознакомиться с предлагаемыми по данной теме учебными фильмами.


 

Упорядочивание материального мира приравнивается к духовной практике.



*   *   *