Наши практики    Направления    Вопросы     Условия     Продвижение


НАШИ ПРАКТИКИ



«Узнать праведный путь легко, совершенствоваться в праведном пути трудно».


(цитаты взяты из "Избранных изречений китайских мастеров" в переводе Малявина В.В.)



В наших новосибирских группах изучаются и практикуются тайцзицюань, цигун и багуачжан.


Основой всех внутренних практик является Ци. Чтобы приступить к изучению и освоению принципов работы с Ци, сначала нужно позаниматься ушу, поработать над базой, а потом уже прикасаться к тонким энергиям, которые на неочищенное сознание могут воздействовать не должным образом.

Грубое сознание в теле выражается в виде различного рода напряжений, «пробок», характеризуется застоем и неподвижностью Ци, эмоциональной неустойчивостью, сильными привязанностями к объектам желаний и т.п. Поэтому вначале Практики помогают расслабить и узнать тело и избавиться от накопившихся напряжений.


«Позанимаешься кулачным искусством сто раз - и тело выправится само.

Позанимаешься кулачным искусством тысячу раз - и правда проявится сама».



Термин «цигун» является современным, появившимся в 20-м столетии. До «Культурной революции» в Китае работа с энергией не выделялась из Практик, отдельного понятия «цигун» не существовало. Говорилось о «нейгун» - внутренней работе, «внутреннем делании».

Древний иероглиф и термин, использовавшийся для описания движения энергии в человеческом теле, и понимающийся сегодня как «ци», в древности понимался как «нет огня», или «без огня». Это означает действовать эффективно и без фиксации на ожидании результата, не сжигать Ци огнем эмоций, «поливать землю, а не тянуть из нее ростки».

Внутренние практики еще называют Практиками покоя, покоя духа и форм.


О том, что этот единый для разных народов духовный аспект в каждой культурной традиции выражается по-своему, говорит В.В.Малявин (во вступлении к переводу книги Дж. Роули «Принципы китайской живописи»):


«Хотя характеристики духа самоочевидны, корни их скрыты от взора, ибо они погребены в изначальных ориентациях разных культур. Они суть нечто недосягаемое, в котором воплощаются мечты и чаяния людей; нечто неизмеримое, которое определяет ответы на три основных измерения опыта: природа, человек, божество».

В понятиях китайца Практики характеризовало нерасчленение, невыделенность духовных, оздоровительных, боевых и т.д. аспектов. Рациональное начало китайцы обогащали поэтическим мышлением, и не создавали собственно естественных наук. Китайцы не знали религии в нашем смысле слова, предпочитали религии искусство жить в этом мире, «развивали уникальную концепцию царства духовности, которое не отличалось от царства материи».

(из переводов В.В. Малявина)



В.В. Малявин пишет в своей книге «Традиция внутренних школ ушу»:


«Еще более удивительно то обстоятельство, что, казалось бы, беспорядочный набор упражнений, приемов, методик занятий и просто жизненных правил, составляющий арсенал традиции ушу, и в самом деле обладает необычайной действенностью как система целостного совершенствования личности и что отсутствие даже как будто малозначительных его звеньев делает неэффективным и все обучение, попросту говоря - не позволяет учащемуся обрести полный контроль над своей жизненной энергией.


Эта непостижимая (но единственно эффективная!) полнота практики ушу и есть главный, еще далеко не разгаданный секрет старых мастеров. А средой, или формой его бытования в культуре выступает не индивид и не общество, в целом, а именно школа как интимная, иерархически-организованная и сверхличная, бесконечно тянущаяся во времени общность».



На начальном этапе необходимо осознать и приучиться работать самостоятельно, повторять «дома» разученные движения и формы, осмысливая их.


«Один день позанимался - один день приобрел. Один день не позанимался -

десять дней впустую».



Правильно заложенная основа будет прочной и даст возможность развиваться дальше. Этому не жалко уделять столько времени, сколь будет необходимо.


«Учиться кулачному искусству легко, переучиваться кулачному искусству трудно».

«Занимаясь тайцзи, десять лет не показывайся миру».


Это выражение в первую очередь относится к парной работе – к запрету на желание соревноваться, проявлять и защищать свое Эго.




НАПРАВЛЕНИЯ



Сегодня мы развиваем несколько направлений внутренних практик, каждое из которых необходимо тщательно изучать и долго практиковать. Но все они между собой перекликаются, изучение одного направления помогает и обогащает понимание другого.

По рекомендации наших учителей, мы начинаем с несложных, но эффективных комплексов цигун – Иньянцигун-1 и Даоинь общеукрепляющий, на которых изучаем основные принципы внутренних практик.

Далее новички могут заниматься Багуачжан и изучать упрощенный комплекс Тайцзицюань «24 формы» стиля Ян. По мере освоения этих начальных комплексов начинающие, с разрешения инструктора, могут принимать участие в новосибирских или томских семинарах или в факультативах.


При наличии необходимости, проводятся семинары для начинающих, с приглашением специалиста Центра «Саньхэ», по указанным начальным комплексам.

Для продолжающих заниматься «подрастающих» учеников есть возможность присоединиться к старшей группе и участвовать в новосибирских семинарах по Тайцзицюань стиля «У» 37 форм.


Итак, чем же может начать заниматься новичок, придя к нам в группы? Перечислим по порядку:


Иньянцигун-1,

Даоинь общеукрепляющий,

24 формы Тайцзицюань стиля Ян,

Багуачжан стиля Лян - комплекс статических ладоней Диншибачжан.


Цигун для глаз,

Цигун для нормализации пищеварения,

Основы работы с посохом,

Цигун в шагах.



Инструктор новосибирской группы, ученица Балашова Н.Н., член клуба «Саньхэ», Овсянникова А.Л. занимается ушу с 1990 г.   Анна Львовна постоянно повышает свою квалификацию, участвуя в семинарах Центра «Саньхэ», в том числе в специальных семинарах по Туйшоу и Применению Багуачжан.



Для чего мы изучаем ушу? Прежде всего, конечно, чтобы применить обретенные навыки на практике.

В парной работе, как и при выполнении одиночных формальных упражнений, по существу стоят одни и те же задачи. Наши учителя - мастера туйшоу, настаивают на том, что в работе с партнером мы должны заботиться буквально о тех же вещах, что и без него. Точно таким же должно оставаться и состояние духа. То есть такие «естественные» пока нам привычки и реакции, как желание выиграть, или нежелание проиграть мгновенно разрушают целостность сознания, порождают оценочное, двойственное видение картины мира, фиксацию.


Именно поэтому в традиционных школах не практикуются соревнования в каких либо формах.


Мы практикуем в парной работе пустотное взаимодействие, партнер помогает обнаружить, отчетливо увидеть, осознать и исправить недостатки, а учитель передаст способы применения.

Потому при правильном выполнении парной работы остаются возможности развивать и достигать всех трех аспектов внутренних школ – здоровья, боевого аспекта и духовного роста, а не только боевого.




ВОПРОСЫ



Вопрос, тем не менее, может оставаться, как осуществить боевое применение? В первую очередь это зависит от главной составляющей всех внутренних школ – Ци, которое в основном и в первую очередь связано с сознанием.

С чем обычный человек сталкивается при попытке какого-либо контакта, будь то с другим человеком, с предметом, с явлением окружающей среды, даже с информацией? С тем, что он сразу обнаруживает себя, проявляется, так или иначе обозначая свое присутствие, личность. Это естественно, так как и окружающий мир, и человек – партнер, или предмет, дают возможность себя ощутить, являются «объектами».

Как в момент контакта не «зависнуть», не допустить остановки тонкой работы своего сознания, сохранить подвижность и способность к изменению – этим и многим другим вещам учат нас наши учителя.

Такие понятия и в будущем рабочие для нас термины, как сопротивление, отрыв, прилипание, следование и т.д., мы изучаем, получая представление о них на тренировке, в легком контакте друг с другом и с учителем, совершенствуя и шлифуя их, обретая уверенность на данном этапе.




ПРИНЦИПЫ



Во внутренней практике сразу же говорится, что следует избегать применения грубой, физической силы. Почему? Да потому, что, как правило, именно сковываясь ею, человек за счет своей же собственной силы и инерции теряет устойчивость и, что называется, «всплывает», а то и «летит вверх ногами».

Поэтому в парной работе мы начинаем с того, что научаемся различать грубую силу, твердость, а также инерцию и другие составляющие обычного окружающего мира, и – тонкую, мягкую силу, податливость, осмысленность, осознанность и прочие присущие человеческому сознанию вещи.

Научившись различать, опознаем их в контакте с разными партнерами, а затем и поступками в своей обычной жизни. «Тренироваться надо в обычной жизни, непрерывно, на выполнение только формальных упражнений никогда времени не хватит» - говорит нам учитель.




УСЛОВИЯ



«Длинная сила», или сила развернутая, не сжатая до взрывной упругости, тренируется при выполнении комплекса. Точность уже разученных форм, структура, беспрерывность - суть условия для последующей тренировки покоя и расслабления, «только в сосуде можно удержать воду».

Но не только изучение структуры, так сказать, в статике, нужно поработать. Необходимо еще и научиться перемещаться, двигаться, так, чтобы этот покой и расслабление не расплескать, не «заморозить», и просто не потерять в погоне за желанием результата. Если не поставлено передвижение, «ноги», то всегда будут ошибки, будет всплытие, отрыв Ци. Лучше всего опущенность тренируется в багуачжан, на комплексе статических ладоней.


Постепенно нарабатывается устойчивость и равновесие; уже при этих условиях можно сразу же, в первый момент контакта воздействовать на партнера и управлять его действиями.

Необходимо также приобрести хорошую психологическую подготовку и приучиться не бояться удара, и, напротив, умение не допускать обмена ударами или захваты.

Укрепить психику, чтобы стала устойчивой, очень помогает тренировка в быту, в любой жизненной ситуации. Получая опыт – работаем на комплексе, а то, что найдено на комплексе – пробуем применить в парной работе.




ПРОДВИЖЕНИЕ



Ну а для продвинувшихся в парной работе учеников проводятся специальные семинары по туйшоу, по применению багуачжан, и др.

Передача знаний идет незаметно, от урока к уроку, от семинара к семинару, от занятия к занятию. Учитель передает ученику навыки, можно сказать, передает свое ЦИ, свое сознание, свое понимание, полученное им, в свою очередь, от его учителя, и претворенное им самим в своей жизни и практике.

Годами отработанные способы, приемы и методики наших преподавателей позволяют эффективно воспитывать крепких в духе, устойчивых учеников, способных в нужный момент действовать адекватно, по ситуации.



*    *    *