Наши учителя               Наши корни                Лекция о тайцзицюань

            Дорогие Учителя!

С благодарностью за ваш многолетний бесценный труд, мастерство и вдохновение, этот сайт вам посвящаем.


Все практические и теоретические знания и наработки, изучаемые и практикуемые в нашей новосибирской группе, получены в московском Центре изучения традиционного ушу и цигун «Саньхэ», председателем которого является Николай Николаевич Балашов. 

В стенах Центра прошли подготовку немалое количество людей, многие из которых стали инструкторами и ведут занятия в местах своего постоянного проживания, продолжая учиться в «Саньхэ».

Традиционное ушу, как явление, Н.Н.Балашов начал изучать в середине 80-х годов. Будучи практиком, переводчиком, он исследовал его во всей полноте и глубине – в медицинском, философском, религиозном, спортивном, боевом, лечебном, и т.д. аспектах. Сейчас «Саньхэ» - общественная организация, которая соблюдает чистоту именно традиционной передачи знаний, от основателей школ, от традиционных учителей.


Учителями Балашова Н.Н. являются:

Цянь Юйцай – признанный мастер тайцзицюань, носитель традиции школ «У» и «ЯН», ученик Ван Пэйшена.

Фэн Чжицян, известный мастер тайцзицюань стиля Чэнь.

Лю Цзинжу, мастер багуачжан стиля Чэн, ведущий линию передачи от основателя багуачжан Дун Хайчуаня.

Суй Юньцзян - известный мастер багуачжан школы «Лян», ученик и преемник Ли Цзимина.

Гай Лидэ, ныне покойный мастер цигун и туйшоу.

Чэн Цзежэнь, мастер цигун.

Чжоу И, ныне покойный мастер тайцзицюань стиля «У», ученик известного мастера У Тунаня.

Ли Цзишэн, профессор Пекинского Университета, исследователь Русской и Китайской культуры, один из первых учителей по цигун.

Чэнь Чжанькуй - мастер ушу, синъицюань и саньда.

Ся Байхуа – мастер багуачжан и тайцзицюань, преподаватель Пекинской

Академии ушу

и многие другие.



Инструктор-методист Центра «Саньхэ» Андрей Михайлович Усолов регулярно проводит в Новосибирском Академгородке семинары и различные факультативные занятия, о чем подробно рассказано в разделах «Занятия», «Семинары».

Так, постепенно продвигая нас, своих учеников, Андрей Михайлович не только обучает нас различным видам внутреннего ушу и цигун, но и помогает подготовиться к более сложному этапу – участию в семинарах Центра «Саньхэ».


В течение нескольких лет Андрей Михайлович проводит серию семинаров по тайцзицюань стиля «У», который на данный момент стал основным направлением, изучаемым нашей новосибирской группой. Сам Андрей Михайлович продолжает учиться тайцзицюань, стараясь равняться на своих учителей, которыми являются:

Балашов Н.Н , практикующий тайцзицюань стилей Ян, У, Чэнь, багуачжан и многие виды цигун, Цянь Юйцай, Суй Юньцзян, Лю Цзинжу, Ся Байхуа, Чжоу И, Ли Цзишэн, Чэн Цзежэнь, Юнь Цзида - мастер цигун и иглотерапии, его ученик Бакыт Туленалиев,

Иванов Феликс Михайлович – мастер багучжан (США).


Сайт Усолова А.М. - по данной ссылке.



Базу тайцзицюань стиля Чэнь и цигун для глаз мы изучаем у Евгения Валерьевича Новикова, инструктора-методиста Центра.

Стилю Чэньшитайцзицюань Е.В. Новиков обучался у мастеров Балашова Н.Н., Лю Гуанлая, Чэнь Чжанкуя, а также у Ся Бай Хуа.

Ныне придерживается традиции, полученной «Саньхэ» от Фэн Чжицяна.

Цигун для глаз был передан Евгению Валерьевичу мастерами Ли Цзишеном и Чжоу И, сохранен и обогащен многолетней практикой и преподаванием.



Цянь Юйцай, 1922 года рождения. Профессор Пекинского Государственного Университета, русист. Работал переводчиком, перевел на китайский язык множество произведений Булгакова и Солженицына.

В 1942 году начал заниматься тайцзицюань, после 1957 года мог заниматься открыто. Традицию стиля «У» перенял у известного мастера Ван Пэйшена, является его учеником. Также на протяжении всех лет своего обучения занимался туйшоу с мастерами стиля  «ЯН».

Книга Цянь Лаоши о тайцзицюань на данный момент выдержала более шести переизданий в Японии, где он также преподавал ушу на протяжении многих лет.


Начиная с начала 90-х годов по приглашению центра «Саньхэ» активно участвует в обучении специалистов и участников проводимых семинаров. Постоянно повышает свой уровень мастерства, в свои 86 лет полон сил и желания постигать секреты тайцзицюань и делиться ими.


  

               Утром





  

               Туйшоу





        Лекция о Тайцзицюань.
        Цянь Лаоши ноябрь 1991г.


        У-ШУ – военное искусство, «У» – остановить оружие, ликвидировать ссоры. Тайцзицюань – также род Ушу, в его задачу тоже входит смысл «искусство остановить оружие». Это не гимнастика и не фехтование. Если выделять только Оздоровительный аспект – это будет
искажением. Это военное искусство, занимаясь им, люди получают всестороннее оздоровление - моральное, духовное, и физическое.

       Гунфу – означает время, затраченное время на это дело. От чтения книг гунфу не будет. Только если решиться тратить время на занятия, можно обрести гунфу.

Сущность всех стилей Ушу - одинакова. Различна методика. Во внутренних школах основной принцип «Малой силой преодолеть гораздо большую. Сопротивляться – не сопротивляясь». Этим тайцзицюань отличается от других видов ушу. В тайцзицюань действует Цигун.

Без Цигун тайцзицюань не существует.

 

        Запретов для занятий тайцзицюань практически нет, но все должно быть в разумных пределах. Физически слабым следует избегать переутомления.

Все побочные эффекты (в том числе редко случающиеся случаи психического расстройства) только от неправильного понимания и использовании Ци в неверном направлении. В этом случае задача инструктора – успокоить и повернуть занятия в нужное русло.

 

        Как заниматься тайцзицюань.

Принцип Беспрерывности – кончается Инь – зарождается, начинается Ян.

        В тайцзицюань нет специальных упражнений Цигун. Весь тайцзицюань и есть Цигун. Если это выполнение комплекса, то это и есть также один большой и сложный Цигун. Если это парная работа – туйшоу – то она выполняется так, как если бы партнера не было, а комплекс наоборот, как если бы партнер был. В обоих случаях – используется Ци, мысль, но не грубая мышечная сила.

       Изучая основные стойки и положения тела, следует также добиваться полного расслабления, тем не менее исключающего вялость.

       Занятия тайцзицюань развивают различные качества – ловкость, гибкость, чувствительность, непрерывность, взаимодействие различных частей тела.

       Основная особенность тайцзицюань – впереди мысль, использование мысли, а не тела, грубой физической силы.

       Также, следует отметить, что тайцзицюань не следует упрощать, подходить к этой практике однобоко. Это достаточно сложная система. Все движения должны выполняться осмысленно и наполнено. Это долгая и кропотливая практика. Одно движение как будто порождает другое, существует преемственность, беспрерывность движений. Следует учиться различать Пустоту и Полноту, углублять состояние Покоя.

       Дыхание следует наблюдать, поддерживать в естественном ритме, не задерживать.

       Используя мысль в каждом конкретном движении, следует искать Пустоту, Тишину, Покой.

       Следует упорядочивать Ци. Соблюдать условие Целостности. Собирать Дух воедино.

       При выполнении любой формы, любого движения, следует контролировать и развивать основные принципы и характеристики тайцзицюань. В каждой форме следить за беспрерывностью, легкостью, подвижностью, гибкостью, чувствительностью и т.д. Отслеживать также основные положения частей тела, что изучается подробно, включая положение головы, шеи, языка, копчика, всех суставов, центра тяжести и т.п. Занимающийся должен превратиться словно в шар, целостный упругий мячик.

 

       В тайцзицюань необходимо известный олимпийский лозунг «Быстрее! Выше! Сильнее!» использовать с точностью до «наоборот». То есть «слабее, ниже, тише».

Ценность и сила тайцзицюань заключается также в сочетании с традиционной китайской медициной.




*   *   *