Статьи                            Рецензии                                  Комментарии


Оглавление:

1. О ЦИГУН

2. ИНЬ-ЯН ЦИГУН: ПРИНЦИП, МЕТОДИКА, ЛЕКАРСТВО




О ЦИГУН

 


В Китае существует множество школ и направлений цигун : Буддийский, Даосский, Конфуцианский, жесткий цигун, легкий, и другие, каждый из них ставит перед собой различные задачи и цели.

Кратко можно выделить несколько основных направлений цигун, в зависимости от их целей и методов практики:

• медицинский (или лечебный) цигун;

• оздоровительный Общеукрепляющий цигун а также оздоровительный специализированный цигун (например на почки, сердце) ;

• жесткий, или цирковой цигун, (который часто называют "боевой") ;

• философский цигун, входящий в религиозные практики, например Конфуцианство;

• различные школы монастырей, обществ, семейных мастеров.


Медицинский цигун создавали, главным образом, целители. Были разработаны специальные упражнения для улучшения циркуляции энергии в каналах и меридианах, для излечения заболевания. Медицинский цигун ставит перед собой цель укрепления здоровья, профилактики заболеваний и лечения болезней.


Жесткий цигун (иногда наз. Цирковой, или "боевой") ставит перед собой задачу так энергетизировать тело, чтобы развить многие, используемые для показа, способности: укрепление структуры тела, защита тела от различных ожидаемых ударов, от колющего оружия и др. Используется на соревнованиях и выступлениях. Многие упражнения этих школ создавались мастерами цигун и боевых искусств, но не для боя, а скорее для впечатления. Распространенное мнение, что этот цигун помогает в бою, не верно.


Конфуцианские школы цигун основывались на социально-научном совершенствовании. Целью цигун они считали развитие функций человеческого организма, «сохранение сердца и взращивания природы человека через вскармливание великой ци». «Цзюнь-цзы» (совершенный человек) должен отличаться двумя основными достоинствами – гуманностью и чувством долга. Этот человек должен быть честным и искренним, прямодушным и бесстрастным. Всего себя он посвящает высоким идеям служения людям, поискам истины.


Религиозный цигун. Этот вид цигун разрабатывался буддийскими и даосскими монахами для достижения просветления, обретения состояния Будды или Великой Пустоты (Дао). В школах Даосского направления были разработаны специальные техники для продления жизни, достижения долголетия. Буддисты же напротив, нацелены на улучшение последующих перерождений, а не на продление этого.

Иногда, достигнув высокого уровня, монах сам решал, когда его душе отправляться в мир иной.

Впоследствии эти техники вышли из религиозного цигун и стали независимы.


Философский цигун или цигун для мудрецов включает Конфуцианский цигун, Даосский и Буддийский. Направления этого вида цигун разрабатывались учеными-философами. Они делали упор как на Конфуцианский цигун, так и на духовно-социальное совершенствование человека, на образование, интеллектуальное развитие и сохранение своих интеллектуальных способностей до глубокой старости. Этот вид цигун помогает глубже понять ту или иную ситуацию или проблему, рассматривая их с разных сторон; помогает находить новые решения, реализовывать идеи, помогает мечты сделать явью. Применения этих знаний обширны (образование, бизнес, политика, искусство, творчество и т.д.)



В целом, эти деления на школы и направления весьма условны. Так, например, мастера боевых искусств изучают медицинский Цигун для лечения различных травм.

Но и мастерства в боевых искусствах, во внутренних школах, - нельзя достичь без духовного продвижения.



В даосских цигун используется мировоззрение даосизма,

- единство ци человека и природы, совершенствование этого единого ци,

- действие дао-сознания через пустоту - через освобождение (опустошение) и гармонизацию сердца, сознания, тела происходит восстановление жизненных сил, наполнение жизненных свойств, реализация "полноты жизни",

- активизация работы сознания за счет выполнения множества рекомендаций, касающихся приемов положения тела в пространстве и во времени, его ритме, фактически "музыкальная настройка" духовного слуха. (В.В.Малявин "Традиция внутренних школ ушу")



Ключевой момент в цигун это тренировка покоя. Покой, ци, нужно, чтобы привести в порядок сознание.

Нужно правильно понимать, что такое покой, но это понять можно, лишь научившись опознавать то, что не является покоем и избегать этого. Это можно научиться замечать, распознавать, видеть, как только человек увидел помеху - то тут же ее и остановил. Сам этот момент исчезновения, может быть всего - доля секунда - и будет истинным.

Покой - это отсутствие грубого сознания. Покой стимулирует ци, покой - это и есть ци.



Динамические упражнения хороши тем, что помогают поддерживать движение в покое и не создают условий для так называемой "мертвой" медитации, которая ведет фактически в иллюзорный мир, полностью оторванный от реальности.



Общеукрепляющее воздействие на всего человека, как единое целое, сводит к минимуму всевозможные негативные "побочные эффекты". Человек полностью осознает себя и свои действия в каждый момент времени.



Мягкость и постепенность дают возможность обойтись без обострений. Преобразования происходят мягко, и человек не выпадает из своей обычной жизни. В случае же проблем со здоровьем, их нужно пролечивать, используя методы восточной медицины, которая осуществляет комплексный, целостный подход к человеческому телу. (например, в клинике тибетской медицины "НАРАН")



В наших группах разучивается следующий цигун (в системе классификации видов - даосский, мягкий, динамический, общеукрепляющий):


1. Инь-Ян-цигун - два комплекса - первый из которых рассчитан на начинающих.

Комплекс первый - дает четкий оздоровительный эффект, восстанавливает энергетический баланс в организме. Особенно хорошо воздействует на позвоночник, почки, легкие, сердечно-сосудистую систему, пищеварение, суставы верхних и нижних конечностей.

Второй комплекс – для тех кто уже овладел первым и практиковал его как минимум пол-года ежедневно. Данный комплекс обеспечивает целенаправленное оздоровительное воздействие на сердце, глаза, на пищеварительную и мочеполовую системы. Выравнивает как низкое, так и высокое давление. Он предусматривает более сложную внутреннюю работу, и может использоваться занимающимся как дополнение к Инь-Ян 1, при необходимости углубления оздоровительного эффекта в конкретной области, например почек, сердца и т.п..


2. Даоинь включает в себя комплексы, направленные на оздоровление сердечно-сосудистой системы, на улучшение душевного состояния человека, на улучшение мочеполовой системы; оказывают общеукрепляющее воздействие, оздоравливают суставы и дают четкий антистрессовый эффект. Эти комплексы подходят тем, кто впервые хочет познакомиться с традиционной системой цигун, а также для тех, кто желает поддерживать своё здоровье на протяжении жизни.


3. Тайцзицигун - комплексы базовых упражнений китайской системы тайцзицюань.


4. Цигун в шагах - комплекс составлен из наиболее эффективных упражнений традиционного цигун. Обладает ярко выраженным медитативным эффектом и направлен на обретение состояния покоя, опущенности ци. Сочетает в себе разнообразные упражнения на ноги, плечевой пояс, позвоночник. Особенно хорош для пожилых людей, - за счет легкости, простоты и разнообразия шагов оздоравливаются ноги, укрепляется вестибулярный аппарат, расправляется позвоночник, и человек молодеет, походка его улучшается. Изучение данного комплекса рекомендательно после продолжительной практики более простых комплексов.


5. Комплекс для нормализации веса – система физических и дыхательных упражнений, направленная на нормализацию пищеварения, а так же и на снижение веса у страдающих избыточной полнотой людей. Положительный эффект достигается за счет сочетания физических упражнений, массажа, дыхания и концентрации внимания. Это простая и эффективная методика, проверенная столетиями, отсутствие побочных эффектов, отсутствие жестких ограничений в питании, работа с причинами нарушения баланса в организме.


6. Цигун для глаз (два комплекса) - эффективно воздействует на улучшение зрения. Также используется для профилактики и лечения глазных заболеваний. Если практиковать цигун в течение длительного времени, продолжать тренировки, то будет положительный эффект не только для защиты глаз и улучшения зрения, но и для улучшения памяти, умственных способностей, сопротивляемости организма к болезням и т.д.



В нашей школе мы придерживаемся определенной методики, определенных принципов, о которых вкратце можно сказать следующее:


1. Постепенность, последовательность.

Не следует спешить, форсировать занятия чрезмерной интенсивностью.

Также нельзя делать в занятиях слишком большие неоправданные перерывы.

Восточная мудрость гласит: "не бойся идти медленно, бойся стоять на месте".

Необходимо начинать с простых и понятных вещей, которые можно практиковать самостоятельно в течение продолжительного времени.


2. Целостность.

Те виды цигун, которые изучают в нашей школе, являются даосскими, что означает неразделение сознания, ци и тела.

Начиная изучать комплекс, не следует делать акцент на физическом движении, или ощущениях, образах и пр.. Достаточно выучить геометрию форм и последовательность упражнений. Потом в ходе практики все это будет многократно уточняться.

В дальнейшем необходимо за счет расслабления все более уходить от чисто физического исполнения. Правильной работой (которую может показать и передать только тот, кто ею уже овладел) следует настраивать тело так, чтобы, освобожденное от напряжений, оно становилось все более легким, неощутимым, пропитывалось сознанием и соединялось с ним.


3. Укрепление сознания.

Чтобы сознание работало вместе с ци и телом необходимо знание того, что и как нужно делать, понимание, осмысленность.

Для этого сначала надо изучить во всех подробностях постановку тела, его перемещений в упражнениях, главные принципы выполнения движений. Это же является и условиями освобождения ци, которое присутствует в обычном состоянии человека в скованном, превращенном виде (сила, эмоции, желания, мысли и т.п. - все это превращенное, сжатое ци).

Получив основные навыки практики - надо их усвоить многократным самостоятельным повторением. Только при самостоятельной работе возникают вопросы, связанные со своей собственной практикой. В них и надо разобраться. Со временем это даст понимание и стабильность сознания.

Тогда возможен хороший эффект от занятий цигун - занятия становятся осмысленными.


4. Постоянная поддержка учителей.

Занимаясь цигун, надо постоянно обновлять свою практику, занимаясь с учителем. Эту возможность дают регулярные семинары.

Часто одно, казалось бы, совсем небольшое замечание, буквально одно слово, мысль, прикосновение, дают новое понимание выполнения всей практики.

Но далеко не всегда в своих самостоятельных занятиях получается делать то, что изучали совсем недавно на семинарах. Почему? - Потому, что прошло время, а оно меняет многое. Изменения - закон жизни. Чтобы научиться быть внутренне подвижным, надо заниматься с учителем.



Предостережения - каких ошибок следует избегать.


- Всегда следует избегать физических усилий, жесткости, переконцентрации и вообще любого напряжения.

Необходимо изучить приемы расслабления.

Сознание также не следует перенапрягать. Надо понимать, что вслед за напряжением сознания (в цигун) идет напряжение ци, затем тела, и таким образом может проявиться совсем не то, чего вы ожидали от занятий цигун.


- Когда идет раскрытие сознания необходимо сразу же его упорядочивать.


Это совершенно необходимая составляющая цигун, так как неподготовленное, неуправляемое сознание может начать выдавать неожиданные реакции, начиная от "гениальных" идей и эмоциональных всплесков, и до возможно неадекватных реакций даже на обычные жизненные ситуации, что может перерасти и в социально опасное и для человека и для окружающих поведение.


Поэтому цигун необходимо заниматься вместе с практическим изучением основных правил и предписаний жизненного поведения. Хотя они в основном общеизвестны, все равно их надо еще и еще раз вспоминать и практиковать в повседневной жизни, со всей ответственностью.


Это христианские "10 заповедей".   Это буддийские   "100 болезней, 100 лекарств",  и др..


При соблюдении правил и предписаний занятия цигун очень благостны, быстро оздоравливают и продвигают человека.



Чтобы и в дальнейшем избегать тупиковых ветвей в практике цигун в нашей школе рекомендуется изучать также тайцзицюань. Начав с простых упражнений цигун далее надо изучить базу и основные принципы тайцзицюань. Затем уже можно осваивать более сложный цигун.


Практика показывает, что для современного человека лучше делать именно так. Эта методика помогает правильно выстроить и укрепить сознание, и в дальнейшем защитит ученика, поможет избежать тупиков, сэкономит время и силы.



Занятия цигун и тайцзицюань полезны для людей всех возрастов. Практика показывает, что с интересом занимаются и пожилые люди, и совсем еще юная молодежь, у которой вся жизнь впереди.


Вот и хочется пожелать взрослым - счастливого и здорового долголетия, молодым - успешной, реализованной во всех отношения жизни.


Это возможно, когда человек не делает грубых ошибок, ведет упорядоченный здоровый образ жизни, обуздывая свое эго, осознает себя частью всеобщей реальности. Осознает, что многое можно менять в лучшую сторону, в себе, в своем окружении, создавая благоприятную атмосферу, оздоравливая отношения и подавая в этом другим пример.






ИНЬ-ЯН ЦИГУН: ПРИНЦИП, МЕТОДИКА, ЛЕКАРСТВО

 


Вступление


Наверное, практически каждый взрослый человек сегодня может объяснить эти слова, из названия заголовка, но по отдельности. Не найдется того, кто не слышал бы об «инь-ян», или о «цигун».

Но что такое Инь-Ян цигун знает далеко не каждый.

Часто в тайцзи возникают ситуации, которые нельзя решить, и вопросы, на которые трудно дать однозначный ответ, то есть – тупик. Тайцзи это сложная практика, требующая совпадения многих условий для продвижения. Что же делать, если каких-то условий нет, или почему-то «не идет, не получается?». Как правильно войти в нужное состояние, как настроиться?

Надо обратиться к базовым основам, к ним рекомендуется возвращаться. К тому, с чего начинали. То есть – к изучению принципов взаимодействия Инь и Ян. И очень удобно это делать на комплексе … Инь-Ян цигун!


Тем, кто впервые хочет ознакомиться с практикой, или же просто укрепить свое здоровье, тем более следует начинать с таких простых комплексов, как Инь-Ян.


Также как узнать вкус меда можно, лишь попробовав его, также и Инь-Ян цигун можно понять, лишь изучая его и практикуя.

Поэтому здесь мы отметим кратко лишь некоторые существенные моменты.



Изучение равновесия и взаимодействия Инь-Ян


Движение – это и есть взаимодействие Инь-Ян. Их чередование, перетекание.

Преобразование одного в другое. Изучение тайцзи – «один раз Инь, один раз Ян». (Лаоцзы «Даодэцзин»)


Как реализовать на практике комплекса принцип Инь-Ян, чтобы понять его?


Передавая комплекс Инь-Ян цигун преподавателям и семинаристам цигун и ушу, китайский учитель отметил, что комплекс этот «самый безопасный, безвредный». Почему это важно? От занятий цигун обычно ожидают только положительный эффект, не подозревая, что могут быть и отклонения, и проблемы, и другие неприятные неожиданности…

Здесь в Инь-Ян цигун побочных эффектов нет, комплекс достаточно прочный, надежный. И, тем не менее, его надо разучивать под руководством того, кто сам прошел освоение данного комплекса у специалиста, тренировался, изучал и продвинулся в нем.


Приступая к изучению комплекса Инь-Ян, надо настроиться на продолжительную практику.

Для того, чтобы понять комплекс, следует «освободиться» от него, на это уйдет минимум 5-6 месяцев. Тогда цигун-эффект. До этого – гимнастика-эффект.


Хотя упражнения комплекса на первый взгляд довольно просты, выполнять их надо с хорошей координацией и точностью. Вот это и будет предметом дальнейшего изучения и уточнения.


Как добиваться точности?

Надо «разобрать» упражнение, раздробить на детали (и продолжать дробить на все более мелкие детали), и в каждой детали разобраться, так, чтобы найти возможность реализовывать внутренние принципы.

На этих деталях принципы и изучаются, и тренируются.

Чем глубже детализация, тем труднее, поэтому может возникать напряжение, иногда даже «мозги кипят», чтобы выполнить заданные элементы.


Изучаются Три регуляции: тела, дыхания, сознания.

Упражнения выполняются не только точно геометрически, но и точно в смысле внутренней координации, то есть координации тела, дыхания и сознания.


- Координация тела – точность геометрии.

- Дыхания – Без свиста, неслышное, ровное, легкое, ритмичное, естественное.

- Сознание. Учимся отслеживать движения, тренируем внимательность.


Вырабатываем хорошие правильные привычки - к расслаблению, покою, привычки быть аккуратным, внимательным.

Как и во многих областях человеческой деятельности, например, в строительстве, невозможно строить стены, если еще нет фундамента. Так и в цигун нельзя сразу говорить о тонких внутренних вещах, о внутренних координациях, если не отработаны внешние, и если не созданы для этого определенные условия, в первую очередь, в сознании.

Все действия, на движениях, должны быть осмыслены.

Эта тренировка сознания и его упорядочивание.

Упорядочивание - не предусматривает насилия.

Но предусматривает настойчивость и понимание задач. Это всегда работа на перспективу, на закладку прочного фундамента для дальнейшей практики.

Если сознание упорядочено, то будет и дисциплина, а будет она, и Ци - будет.



Комплексы Инь-Ян цигун


В первом комплексе приходится практически стоять на месте, стопы параллельно, и желательно никак не сдвигать вообще.

Ноги принимают всего два положения - выпрямлены, и согнуты до полу-приседа. Это и будет для них инь-ян.

В остальных частях тела, аналогично, есть строго определенные противоположные положения, которые чередуются.

 

Комплекс в основе своей довольно прост и хорошо подходит для начинающих. Ясные и точные требования делают его понятным сразу, и поэтому выполнимым.

Но удивительно то, что работать все это начинает правильно только тогда, когда достигнуто много связующих моментов. Во-первых, - точность начального и конечного положений и точность прихода в них. Во-вторых, связь между всеми частями тела. В-третьих, - координация с дыханием и вниманием.

Для достижения оздоровительного, общеукрепляющего эффекта, восстановления энергетического баланса в организме, надо поделать комплекс подольше. Сроки практики от полугода и более дадут видимые изменения, хорошие результаты.

Тогда ощутимо проявится лечебное воздействие на позвоночник, почки, легкие, сердечнососудистую систему, пищеварение, суставы верхних и нижних конечностей.

Некоторые упражнения, например «Танец», воздействуют на такие проблемы состояния здоровья человека, как кровяное давление – эффективно выравнивает его и способствует вхождению в покой.


Во 2-м комплексе надо уже не просто стоять в стойке, а - перемещаться. Упражнения на равновесие не даются сразу, приходится в них "входить" каждый раз, с немалой долей внимания.

Интересно, что сами упражнения геометрически построены так, что вроде бы движешь руками-ногами, а работает при этом спина, поясница. Движение проникает даже во внутренние органы - тренируются сердце, почки, легкие. Но это работает при условии очень точного выполнения требований геометрии упражнения.

Стойка мабу - базовая стойка в тайцзицюань - отрабатывается в статическом положении, и укрепляется внутренним движением Ци.

За 36 раз повторения упражнения успеваешь проработать его так, что тело как будто само принимает конечные формы, в которые приходит легко и произвольно.

Сознание соединяется с движением за счет внимания к деталям и повторений в сочетании с расслаблением.

Когда движение заканчивается, и мы стоим в исходном положении, сознание вместе с Ци продолжает некоторое время "отрабатывать" упражнение, удивляясь как будто, что уже все закончилось.

Так постепенно тренируется вхождение в покой.


При достижении легкости и пустотности выполнения комплексов Инь-Ян, полностью осознанного, в течение полугода и более, это уже и будет хорошим результатом практики.


А для новичков может быть интересной информация, что на заре "Саньхэ", еще в отделе ушу Центра Нетрадиционных Методов Оздоровления при Госкомспорте СССР, группа молодых ребят, собранная специально для показательных выступлений, выполняя комплекс Инь-Ян 1 всего несколько месяцев, в итоге легко выполняла такие трюки, как ломание копья яремной ямкой и стояние на воздушных шарах, лежание на битом стекле под нагрузкой взрослого веса и т.п.



Юнь Цзида и Петров Александр, показательные выступления


   



Названия комплекса Инь-Ян цигун 1:


1. Согреть руки до горячих ладоней, растереть поясницу («Лян Цун»)

2. Прогибы как пружина («Дыхание чистого воздуха»)

3. Сжимание пальцев рук и ног («Беседовать с Утренней звездой»)

4. «Танец» («Плавно махать для дыхания свежего воздуха»)

5. Вращение коленей

6. Вращение поясницы

7. «Коромысло»

8. «Бросать мяч за спину»

9. «Аист крутит головой»

10. Собирание слюны («Языком крутить, зубами стучать»)

11. Массаж лица и головы («Умывание»)

12. Медитация («Балдеть и ловить Ци») - до 30 минут.

(В скобках приведены пояснения китайского мастера Юнь Цзида)


Отдыхать полчаса, не терять Ци.



Юнь Цзида сказал:


«Цигун - хорошо!

Здоровым будешь!»









«Если чайник на плите - Цигун нету!

Думать о чайник - Цигун нету!»







Юнь Цзида: Лекция по Цигун, август 1990 года


(Инь-Ян цигун создан около 2000 лет до нашей эры. В Китае появился как комплекс в 1983 году.)

Как практиковать?

Встать утром лицом к востоку, вечером – к западу, днем – к северу или югу, произвольно.

В покое, без помех, без посторонних мыслей, без суеты. Можно – быстро, можно – медленно, но обязательно с дыханием, и носом не свистеть, не пищать. Образ жизни – без излишеств. Не выплевывать слюну, а «опустить» и «использовать».

Руки должны быть теплыми, ладони и пальцы.

Не заниматься в тяжелые, пасмурные дни, с плохим самочувствием и настроением, в магнитные бури и резкие перемены погоды.

Заниматься 20 дней в месяц. Можно 2,3 раза в день.

За месяц можно развить биополе. За 3 месяца – хорошее биополе.

Заниматься полгода. Потом можно осваивать комплекс для самолечения. (Инь-Ян цигун 2) Первый комплекс – для начальной прочистки каналов, для развития поля.

Идет разогрев и разминка всех мышц и суставов, шеи, лица, головы, глаз, волос и т.д.




А.М. Усолов: Лекция по Цигун, май 2011


Изучать комплексы по-китайски - означает изучать их практически!

Поделали упражнения по 36 раз несколько дней – и запомнили.

Основной главный комплекс первый, второй – дополнение.

Юнь Цзида передал комплексы наизусть! Их надо знать, как призму, через нее все видеть.

Во время практики следить за дыханием – оно должно быть расслаблено.

Чтобы исчезло дыхание - следим за покоем, и оно станет более легким, медленным, тихим.

Цигун делать – на Солнце!

Спустя 40 минут после еды, за 30 минут до еды.

После занятия хорошо остаться одному на 20 минут – походить в парке, или дома.

Ци – это покой.

Увидеть, где тратим Ци, и перекрыть эти утечки Ци, т.е. убрать беспокойство.

Вместо беспокойства – решать, сделать нужное, и – не беспокоиться. Лучше что-то делать, чем волноваться. Зубами постучать! (для почек полезно).

Питание должно быть в меру. Все в меру, и по мере необходимости.

С головой осторожнее, если болит – прекратить занятие.

В период обострения не бороться с проблемой.

Если делать комплекс регулярно, то вылезет обострение (если имеется), надо продолжать делать (на покое!), будет хуже, но она, проблема, обязательно прочистится.

Если не можешь нарисовать круг – это болезнь.

Круговое движение нельзя сделать напряженно, в круговом движении минимальное напряжение тела, и максимальная работа сознания.

Тело – зеркало сознания. Используем тело, чтобы увидеть сознание.

Повторяем упражнения и получаем отдачу в виде бодрости, хорошего самочувствия и настроения. То есть пользуемся комплексом.

Умение пользоваться вещами, умение быть счастливым, пользоваться тем, что у тебя есть!

Тщательно «пережевывая» Инь-Ян мы помогаем всему обществу!



*    *    *