Литература      Обзор      Рецензии      Заметки      Комментарии


ЛИТЕРАТУРА



из книги В.В.Малявина
"Традиция внутренних школ ушу"


В наследии ушу мы тоже рано или поздно открываем для себя практику, в которой на удивление органично и ненасильственно соединяется методика оздоровления и омоложения, техника рукопашного боя, эстетизм телесной пластики и моральное совершенствование. И все эти аспекты традиции ушу пронизаны духом легкой, как бы непритязательной и потому истинно жизненной свободы.


Примечательно, что современные виды спортивного ушу при всем их внешнем сходстве с традиционной практикой не в состоянии унаследовать стилевые признаки старых школ, и это не случайно, ведь они ориентируются на практическую эффективность приема, на технику рукопашного боя. Только в современном спорте стало возможным появление понятия "ушу вообще" о котором говорится в разного рода "учебниках ушу" -- вещи неслыханной в старом Китае, где единственной формой бытования ушу была именно школа.


"Избранные изречения китайских мастеров"

в переводе Вл.Малявина

Если учить не строго, кулачному искусству не выучиться правильно.
Если не учить что-то одно, кулачное искусство не будет прочным.

Учитель вводит в школу, успехи зависят от самого ученика.

Узнать праведный путь легко, совершенствоваться в праведном пути трудно.

Учиться кулачному искусству легко, переучиваться кулачному искусству трудно.

Позанимаешься кулачным искусством сто раз - и тело выправится само.
Позанимаешься кулачным искусством тысячу раз - и правда проявится сама.





"РАССУЖДЕНИЯ О СТА ЗАБОЛЕВАНИЯХ"



Если желаешь спастись от катастрофы, разрешить проблемы, то лучше всего предотвратить их появление в твоей жизни. Чтобы легко излечить недуг, исправить болезнь, лучше всего подготовиться к этому заранее. Чтобы человек мог достичь счастья, чтобы счастье его не покинуло, следует не остерегаться опасностей, а наоборот стремиться к счастью.


Не нужно ждать, пока процесс завершится, а следует применять снадобья-лекарства. Есть такие правители, что не способны сохранить алтарь в центре поля. Есть такие личности, которые не способны сохранить целостность, ведущую к долголетию. Человек же мудрости стремится к благополучию посредством сохранения состояния, когда нет еще предвестий ухудшения состояния. Он избавляется от беды, когда она еще не возникла. Ведь катастрофа развивается мало-помалу. Болезнь вырастает по крохам. И если человек делает незначительные усилия по направлению к добру, то не происходит нарастания в развитии болезни. Поэтому болезнь не может возникнуть. Когда же он совершает небольшие прегрешения, то болезнь не убавляется, и потому не возможны изменения к лучшему.


Если не накапливать добро помалу, то не сможешь сформировать великой моральной силы-Дэ. Если не останавливаешься в малых прегрешениях, то сформируешь большое преступление.


Представляем здесь самое основное, и даём таким образом возможность понять, откуда что возникает, и ниже приводим



СТО ОСНОВНЫХ БОЛЕЗНЕЙ


* Не соблюдать постоянства в радости и гневе - это болезнь.

* Забывая о законах жизни, преследовать личную выгоду - это болезнь.

* Стремиться к наслаждениям, разрушая моральную силу-Дэ - это болезнь.

* Все силы своего сердца сосредоточить в одной любви - это болезнь.

* В гневе желать кому-то смерти - это болезнь.

* В безудержной алчности, не видеть собственных прегрешений - это болезнь.

* Унижая людей, возвышать себя - это болезнь.

* В произвольных изменениях попустительствовать себе - это болезнь.

* В легкомысленном тоне говорить о радостных событиях - это болезнь.

* Ради сохранения комфорта доходить до совершения плохих поступков - это болезнь.

* Из-за превосходства в знаниях презирать людей - это болезнь.

* Пользуясь властью, творить произвол - это болезнь.

* Отрицая других, утверждать себя - это болезнь.

* Обижать одиноких и слабых, небрежно обращаться с ними - это болезнь.

* Пользуясь силой, побеждать людей - это болезнь.

* Будучи сильным и влиятельным, предаваться лени - это болезнь.

* В речах стремиться к победе над человеком - это болезнь.

* Брать взаймы и забывать о возвращении долга - это болезнь.

* Считать людей кривыми, а себя прямым - это болезнь.

* Прямотой наносить вред людям - это болезнь.

* Делая зло людям, радоваться себе - это болезнь.

* В радости и гневе гордиться собой - это болезнь.

* Считать людей глупыми, а себя мудрецом - это болезнь.

* Восхвалять себя за свои заслуги - это болезнь.

* Обсуждать прегрешения людские - это болезнь.

* Быть недовольным собой из-за того, что приходится трудиться - это болезнь.

* Пустое принимать за реальное - это болезнь.

* С радостью говорить о чужих просчетах - это болезнь.

* Гордиться перед людьми своим богатством - это болезнь.

* В связи с высотой положения презирать людей - это болезнь.

* Будучи в низком положении, злословить по поводу высокопоставленных - это болезнь.

* Будучи бедным, завидовать богатству - это болезнь.

* Клеветой на людей добиваться расположения - это болезнь.

* Выставлять на показ свою моральную силу - это болезнь.

* Ставить себе в заслугу победу над другим человеком - это болезнь.

* Из-за своих интересов нарушать справедливость - это болезнь.

* Из-за любви к себе поступать вопреки здравому смыслу - это болезнь.

* Подвергая опасностям людей, добиваться покоя для себя - это болезнь.

* Ревновать мужчину или женщину - это болезнь.

* Из-за вспыльчивости идти наперекор - это болезнь.

* Много ненавидеть и мало любить - это болезнь.

* Обсуждать правоту или неправоту других людей - это болезнь.

* Стараться переложить ответственность с себя на других - это болезнь.

* Из-за любви к искусству отвергать монашество - это болезнь.

* Определять достоинства и недостатки других людей - это болезнь.

* Считая, что люди притворяются, ждать веры по отношению к себе - это болезнь.

* Не проявлять милости по отношению к несущему наказание - это болезнь.

* Делая добрые дела, ждать воздаяния - это болезнь.

* Отдав что-то людям, сожалеть об этом - это болезнь.

* Любя себя, с негодованием относиться к тому, кто указывает на твои ошибки - это болезнь.

* Ругать любую живую тварь - это болезнь.

* Сбивать с пути-Дао и чинить препятствия людям - это болезнь.

* Злословить по поводу больших талантов - это болезнь.

* Таить зло на людей, которые превзошли тебя - это болезнь.

* Добавлять в питьё ядовитые снадобья - это болезнь.

* Не сохранять равновесия в сердце - это болезнь.

* Шумно суетиться по поводу мудрости - это болезнь.

* Хранить в памяти старую неприязнь - это болезнь.

* Не принимать увещеваний и советов - это болезнь.

* Внутри не испытывая настоящих чувств, проявлять вовне родственность - это болезнь.

* Побеждать человека посредством подачи официальных бумаг - это болезнь.

* Беседовать с глупцом - это болезнь.

* В нападении не соблюдать законов-правил - это болезнь.

* Любить себя за то, что поступаешь правильно - это болезнь.

* Много сомневаться и мало верить - это болезнь.

* Смеяться над сумасшедшими и безумными - это болезнь.

* Вести себя раскованно, не соблюдая норм ритуала - это болезнь.

* Некрасивые высказывания и злые слова - это болезнь.

* С пренебрежением и непочтительностью относиться к тем, кто старше или младше тебя - это болезнь.

* В тяжелой ситуации совершать легкомысленные действия - это болезнь.

* Плохие манеры и недостойные реакции - это болезнь.

* В запутанных ситуациях полагаться только на себя - это болезнь.

* Стремиться к веселью и любить смеяться - это болезнь.

* Находить радость в запретах и ограничениях по отношению к людям - это болезнь.

* Быть двуличным и льстивым - это болезнь.

* Стремиться к приобретению посредством обмана - это болезнь.

* Если слишком болтлив, так, что тебе нельзя довериться - это болезнь.

* Напившись допьяна, разнузданно распевать песни - это болезнь.

* Ругаться по поводу ветра и дождя - это болезнь.

* Говоря злые речи, желать погибели - это болезнь.

* Поучать людей делать аборты - это болезнь.

* Вмешиваться в чужие дела - это болезнь.

* Подгладывать тайно в отверстия и щели - это болезнь.

* Занимая, не помнить о необходимости вернуть - это болезнь.

* Взять в долг и уклоняться от уплаты - это болезнь.

* Поворачиваться спиной к речам, которые отличаются от твоей точки зрения - это болезнь.

* Любить угнетение и жестокое обращение - это болезнь.

* Приставать с заигрываниями и быть в этом назойливым - это болезнь.

* В связи с заблуждениями наносить вред людям - это болезнь.

* Шаря в гнезде, разбивать яйца - это болезнь.

* Вырезать зародыш и расчленить тело - это болезнь.

* Причинять вред водой и огнём - это болезнь.

* Смеяться над слепыми, глухими и немыми - это болезнь.

* Побуждать людей выйти замуж или жениться - это болезнь.

* Побуждать людей совершать нападение - это болезнь.

* Подстрекать людей делать зло - это болезнь.

* Покидать любимых из-за несчастья в доме - это болезнь.

* Навлекать беду, нарушая закон-Дао - это болезнь.

* Увидев, тут же стремиться к обладанию - это болезнь.

* Силой отнимать принадлежащее другим - это болезнь.


Если способен, читая и помня, устранить эти сто болезней, тогда не будет бед и усталости. Боль и болезнь пройдут сами собой. Ты переправишься через море страданий, и если сложности и опасности возникнут у детей и внуков твоих, то они обретут помощь свыше.




ВОСХВАЛЕНИЕ СТА ЛЕКАРСТВ



С древних времен человек мудрости, совершенствуясь, мог продвигаться по этому пути лишь малыми шагами. А в прегрешениях он менялся к худшему лишь через мельчайшие движения. То, посредством чего он был способен действовать, можно назвать вкушением лекарств. Приведем эти сто лекарств.



* Соблюдение норм ритуала в движении покое - это лекарство.

* Податливость тела и мягкость характера - это лекарство.

* Милосердие в действиях и гармония в сердце - это лекарство.

* Соблюдение ритма в движениях и паузах - это лекарство.

* Устремление к моральной силе и отстранение от себя соблазнов плоти - это лекарство.

* Избавление от желаний в сердце - это лекарство.

* Довольствуясь своей судьбой, воспринимать все как должное - это лекарство.

* Не брать того, что достается тебе сверх положенного - это лекарство.

* Преодолевая гнев, сохранять любовь - это лекарство.

* Стремиться к непринужденному и свободному взаимодействию - это лекарство.

* Желать людям счастья - это лекарство.

* Спасать в беде и помогать в трудностях - это лекарство.

* Перевоспитывать глупых и наивных - это лекарство.

* Призывать к исправлению склоняющихся к смуте - это лекарство.

* Предостерегать и увещевать молодых и неопытных - это лекарство.

* Наставлять и просвещать заблудших и ошибающихся - это лекарство.

* Помогать старым и слабым - это лекарство.

* Использовать силу, чтобы помогать людям - это лекарство.

* Сочувствовать обездоленным, жалеть одиноких - это лекарство.

* Быть милостивым к бедным, помогать просящим подаяние - это лекарство.

* Имея высокое положение, дружить с простыми людьми - это лекарство.

* Быть скромным и уступчивым в разговоре - это лекарство.

* С почтением и уважением относиться к младшим по рангу - это лекарство.

* Не требовать возвращения старых долгов - это лекарство.

* Искренне и с верой сочувствовать и утешать - это лекарство.

* Говоря конкретно, быть прямым и искренним - это лекарство.

* Радуясь прямоте, пользоваться и искривлением - это лекарство.

* Не спорить об истинном и ложном - это лекарство.

* Сталкиваясь с агрессией, не реагировать грубо - это лекарство.

* Претерпев позор, не хранить обид - это лекарство.

* Развивать стремление к добру и уходить от зла - это лекарство.

* Отказываясь от красивого, брать безобразное - это лекарство.

* Отказываясь от многого, брать малое - это лекарство.

* С восхищением относиться к добродетели мудрых - это лекарство.

* При встрече с мудрецом обращать критический взгляд на себя - это лекарство.

* Не проявлять себя, выставляя напоказ - это лекарство.

* Отвергать заслуги и брать на себя труд - это лекарство.

* Не хвастаться своими устремлениями к добру - это лекарство.

* Не скрывать чужих заслуг - это лекарство.

* Не досадовать при тяжелой работе - это лекарство.

* Воспринимая реальность, хранить прочность веры - это лекарство.

* Скрывать тайное стремление ко злу - это лекарство.

* Будучи богатым, представлять себя нищим - это лекарство.

* Почитая продвижение других людей, побеждать себя - это лекарство.

* Не относиться к самому себе слишком уважительно - это лекарство.

* Радоваться достойным поступкам других людей - это лекарство.

* Не стремиться к разврату в половой жизни - это лекарство.

* В процессе обретений и потерь смотреть на самого себя со стороны - это лекарство.

* Скрывая внутренние силы, совершать милосердные действия - это лекарство.

* Не ругать ничего живого - это лекарство.

* Любить говорить добрые слова - это лекарство.

* За беды и болезни возлагать вину на самого себя - это лекарство.

* Сталкиваясь с трудностями, не уклоняться и не отказываться - это лекарство.

* Делая благо, не надеяться на воздаяние - это лекарство.

* Желать людям исполнения их стремлений - это лекарство.

* Быть в сердце спокойным, а в мыслях пребывать как в храме - это лекарство.

* В сердце безмятежность, а в мыслях устойчивость - это лекарство.

* Не помнить старого зла - это лекарство.

* Исправляя заблуждения, избавляться от зла - это лекарство.

* Услышав порицание, принять его как стимул к изменению - это лекарство.

* Не вмешиваться в чужие ситуации - это лекарство.

* В гневе и раздражении контролировать себя - это лекарство.

* Решать в мыслях интеллектуальные проблемы - это лекарство.

* Оказывать почтение по отношению к пожилым людям - это лекарство.

* И за закрытой дверью, в уединении строго блюсти себя - это лекарство.

* Воспитывать в себе почтение к старшим и любовь к младшим - это лекарство.

* Искоренять зло и поощрять добро - это лекарство.

* В чистоте и честности довольствоваться своей судьбой - это лекарство.

* В помощи людям хранить верность - это лекарство.

* Помогать во время солнечных и лунных затмений - это лекарство.

* Бороться с ревностью и побеждать сомнения - это лекарство.

* Быть спокойным, непринужденным и великодушным - это лекарство.

* Думать о духовности и помнить о пути - это лекарство.

* Чтить и возвышать тексты мудрецов - это лекарство.

* Побуждать к достижению мудрости - это лекарство.

* Выполняя трудную задачу, не томиться этим - это лекарство.

* Чтить Небо и уважать Землю - это лекарство.
* Оказывать почтение и уважение к трем светилам - это лекарство.

* Хранить безмятежность покоя в отсутствии стремлений - это лекарство.

* Быть контактным, покладистым, скромным и уступчивым - это лекарство.

* Любить жизнь и ненавидеть убийство-гибель - это лекарство.

* Не стремиться к накоплению большого богатства - это лекарство.

* Не нарушать заповедей и запретов - это лекарство.

* Честность, бескорыстность, верность и вера - это лекарство.

* Не жаждать богатства - это лекарство.

* Не жечь горных деревьев - это лекарство.

* Если пуста колесница, помочь подвезти чужой груз - это лекарство.

* Прямо критикуя, сохранять верность и веру - это лекарство.

* Радоваться тому, что человек обладает моральной силой - это лекарство.

* Стремиться помогать обездоленным - это лекарство.

* Нести тяжесть вместо пожилого человека - это лекарство.

* Искоренять эмоции, избавляться от любви - это лекарство.

* Быть добрым в сердце и сострадательным в мыслях - это лекарство.

* Находить радость в том, чтобы призывать людей делать добро - это лекарство.

* Пользуясь богатством, творить милосердие - это лекарство.

* Пользуясь высоким положением, творить добрые дела - это лекарство.



Это и есть сто лекарств. Болезнь возникает у человека в связи с ошибками и грехами, которые он совершает, не осознавая их сути и не видя истинных причин. Как следствие этого появляются недуги. А непосредственные причины состоят в воздействии питья, пищи, ветра, холода, тепла, дыхание-Ци которых вызывает болезнь.


Так, как человек нарушает законы и не сообразуется с истиной, его дух-Шэнь приходит в состояние, при котором души-Хунь исчерпываются, а души-По погибают. А если их нет в телесной форме, тогда материальная оболочка становится пустой, так как в ней не удерживается семя-Цзин и дыхание-Ци.


Поэтому-то внешние воздействия ветра и холода способны поразить организм. Именно в связи с этим человек мудрости, даже пребывая в неизвестности отшельничества, не осмеливается совершать неправильные действия. Даже занимая высокие должности, он не осмеливается извлечь из этого выгоду. Он соразмеряет свою телесную форму с одеждой, которую носит. Питается лишь в меру потребности организма. Будучи богатым и знатным, не потакает своим желаниям. Даже если он беден, и положение его убого, он не осмеливается нарушать заповеди. Потому извне ничто не может причинить ему вреда и изнутри его не поражают болезни. Так разве можно не относиться к этому серьёзно?



*   *   *